Oliki писал(а):А плохо отратраченные склоны - следствие большого количества каши в конце дня.
Не являясь специалистом в подготовке склонов, но достаточно давно катаясь в разных местах, смею заметить, что в общем случае это не совсем так. Не раз видел плохо подготовленные склоны в ноябре-декабое, когда "каши" нет и в помине. Плохо отратраченные склоны, в первую очередь, следствие тщательности работы "тракториста" - числа проходов ратрака по одному и тому же месту и применяемых при подготовке склона иструментов (использовался ли отвал и фреза или только загладили резиновой "вельветкой" снег гусениц ?).
А уж от чего зависит сама тщательность - бог весть. Может "тракторист" сам, "на глазок", определяет что и как ему ровнять. А может у него есть четкое задание и над душой стоит шейпер. Сама по себе "каша" препятствием для хорошей подготовки склона никогда не являлась. Но другой вопрос - надо ли заморачиваться этим в конце апреля-мае, когда катаются только фанаты, которые и так "схавают" ? Весенне-зимние тренировки спортсменов уже закончились, летние еще не начались, льда нет. Чего ради ?
Oliki писал(а):Когда внизу ее становится по колено, ратраки уже просто не справляются и не могут поднять стащенное лыжниками вверх и разровнять.
Ратрак - машина мощная, специально придуманная, чтобы огромные массы снега перемещать и утрамбовывать. "Не смочь" поднять стащенное и разровнять он может только если "тракторист" не будет укладываться в отведенное на обработку склона время. А его определяют люди в администрации курорта, исходя из каких-то своих соображений.
Oliki писал(а):Проблемы с ратараченьем - те же, продольные бугры. Я даже начинаю думать, что это не только от лени, больно уж они ровно идут, как грядки с картошкой
Продольные "картофельные грядки" точно не из-за каши. Каково расстояние между ними - одна ширина ратрака (+/-) ? Если да, то по моему разумению, это в первую очередь небрежность работы "тракториста". Фрезой для льда точно не работал (да и не установлена она в это время года за ненадобностью). Отвалом тоже, скорее всего не работал. Шел по склону в один проход заглаживая "вельветкой" след от гусениц. "Перехлест" на соседний след отсутствовал, была полоса необработанного между следами скорее всего. А то, что "макароны" на склоне нарисованы везде ничего не означает - "вельветка" обычно имеет большую ширину, чем гусеницы.
Oliki писал(а):просто, когда много крупинчатой каши, ратрак, штука тяжелая, немного проваливается в нее, и по краям она выдавливается
Собственный масса ратрака в данном случае не имеет существеного значения. Важно давление, оказываемое ратраком на снег (и масса ратрака будет одной из переменных в этом довольно непростом рассчете). Ратрак в первую очередь снегоуплотнительная машина, а не вельветоподготовительная. Есть определенные нормы по степени уплотнения снега в зависимости от цели подготовки склона. В зависимости от типа и ширины гусеницы, расчетное давление, оказываемое ратраком на некий усредненный склон АФАИР должно лежать в пределах 25-50 гр/см2 (пруф сейчас не найду, к сожалению). Это совсем не много. Т.е. свежевыпавший сухой снег "выдавить" можно, слежавшийся водянистый - далеко не всегда.
Oliki писал(а):Но в холодное время, говорят, такого нет.
Видел такое не раз на ледниках в ноябре-декабре. Но в теплое время года всеже чаще.
Oliki писал(а):Нынешний год тут мало чем отличается от остальных.
Не знаю как в районе Штубая, но в Церматте нынешнее начало мая существенно отличается от прошлогоднего. В самом Церматте было на 10 градусов холоднее и облачнее, еще бы чуть похолодало и была б ситуация, как 4 года назад, когда между майскими праздниками в поселке снега навалило. А вот наверху наоборот - теплее и снег более влажный. Да и вообще снега за прошедшую зиму навалило сильно больше, чем год назад. Это хорошо заметно по уровню снега относительно капитальных соружений на склонах.
Oliki писал(а):Матерь-хорн и Цермат это хорошо, конечно, потому что высоко, но для большинства здесь все же дороговастенько.
Наверое это так. Швейцария - вообще недешевое место с точки зрения уровня цен. А цены в Церматте сильно выше среднего уровня по стране, хотя до Ст. Морица ему далеко. Но "снявши голову по волосам не плачут" (С) народ. В том смысле, что горные лыжи и сноубординг - дорогое хобби, особенно в мск и окрестностях, где домашних гор нет и априори придется тратить деньги на поездки.
По моему опыту, итоговую цифру поездки в Церматт "задирают" 3 параметра:
- стоимость проживания (она сильно выше, чем в среднем по стране, даже если из окна виден не Маттерхорн, а мусорный контейнер на заднем дворе. Отчасти этот параметр можно "оптимизировать" поселившись не в самом Церматте, а в Тэше или Ранде. Но дорога до любой из нижних станций канаток в Церматте будет отнимать время и, скорее всего, уехать первым вагоном не выйдет.
- стоимость ски-пассов (она выше, чем в среднем по стране, но не ужас-ужас). Как реально оптимизировать эту составляющую мне не ведомо. Подарочные сертификаты от Церматт турисмус и всяческие совместные промоушн-акции с SAC, на моей памяти, скидок на ски-пассы не давали, только на разовые подъемы.
- полная/частичная стоимость проезда до Церматта из аэропорта и обратно (по ж/д). В силу удаленности места и запрета на движение автомобилей непосредственно в поселке. Что влечет за собой оплату паркинга за пределами Церматта и приобретение билетов на ж/д шаттл Тэш-Церматт-Тэш или поезда Маттерхорн Готтард Бан. Ну или билетов на поезд аэропорт-Церматт-аэропорт в случае прилета в Цюрих или Женеву.
funklove писал(а):Что удалось: расслаблять стопы, основную работу по рулежке переложить на голень. Гнуть ноги - иначе вообще тут не поездить.
Тост "За мягкость в коленях !" навсегда запомнил с первого приезда на Чегет. И старый народный рецепт для "не спортсменов", как ее попроще добиться в первые 2-3 дня катания, в моем случае, как ни странно, всегда срабатывал. Немного коньяка (без фанатизма, грамм 40-50) после пары первых спусков.
А на самом деле, чтобы катать в горах нужно катать, катать и еще раз катать. Накатывая не столько "базовую технику ЕС" сколько правильную и безопасную подсознательную реакцию организма на любые неровности рельефа, при любом состоянии склона, в любую погоду. Т.к. чисто статистически закладываться в горах на идеальный вельвет, абсолютную видимость, комфортную температуру и отсутствие ветра ИМХО рисковано. Погода всегда вносит свои коррективы вплоть до 100% "некомфотных" для катания условий на все время поездки.
Но тут есть другая сторона - можно скремниться и заставлять себя кататься по любому рельефу в любую погоду. И в итоге так-таки накатать необходмый навык. Но будет ли это приносить удовольствие и хочется ли подобного в собственный отпуск ? Тут уж каждый сам решает что ему важнее - процесс или результат.
Ну и еще вот какой аспект - как правильно заметили в соседней ветке, кульбиты через нос доски, как результат ее "втыкания" или "зарывания" в склон - вещь крайне опасная. Имею опыт ломания передней ноги от кульбита при "втыкании" носка доски в неровность рельефа в не самую лучшую видимость. Поэтому скажу банальность (копирайт не мой): умение кататься в горах складывается из навыка "читать" склон и просчитывать возможные изменения на нем, владения всем арсеналом технических приемов для гарантированного безопасного "отрабатывания рельефа" выбранного склона, уверенного контроля скорости и траектории, навыка всегда контролируемо останавливаться в нужно месте. Мне не хватило навыка отрабатывать склон и контролировать скорость.
funklove писал(а):Горы - единственная проверка навыкам. Может все получаться в снежкоме, а в горах разваливаться. В общем, полтора сезона на пупырях прошли не зря, но конца и края обучению не видно)
Единственная проверка наыкам - крутые склоны. А накатанная в Снежкоме техника ИМХО в горах применима очень ограничено. На коротком и не крутом подготовленном учебном склоне в хорошую погоду и видимость - скорее всего да. За его пределами - начнуться вопросы.
Во многих видах аутдор-активности есть собственный садистский фольклор, как и сколько раз нужно поломаться, чтобы достигнуть определенного уровня мастерства. Смех-смехом, но зачастую писан этот фольклор кровью. Когда я учился кататься на сноуборде, в нашей компании в ходу была фраза, что первый сезон отбиваешь задницу и колени, на второй начинаешь носиться и кажешься себе крутым. Потом приезжаешь в горы и ломаешь сначала одну руку, потом ногу, потом другую руку. А когда заживет, и если не бросишь с досады, вот тогда и начнется настоящее обучение катанию в горах. У меня именно так и получилось - рука, нога, рука (таже самая) на второй и третий сезон в горах, когда "окрутел" и стал носиться.
funklove писал(а):Порвал родные бустеры.
Как ?.. У меня на двоих 3 пары не родных разной эластичности уже много лет. В каждой как минимум по две пары дырок под винты умышленно сделано - т.к. регулярно их переставляю на разные ботинки. Использую и с лыжними ботинками, и с сноубордическими. Интенсивно и агрессивно, временами затягиваю с особым остервенением. За все время только разлохматились слегка.
funklove писал(а):Жена говорит, что тут нет синих пологих трасс, для отработки базовой техники.
"На пологих трассах будешь учиться всю жизнь" (С) Чегетский горнолыжный фольклор.
Извечный вопрос: что делать ? Сначала уверено научиться проезжать вот тот в горах склон хоть чучелом, хоть тушкой и сначала "закатать" кучу ошибок, а потом тратить время на их исправление ? Или накатать в лягушатнике "правильную технику", а потом ней вылезти на реальный склон и обнаружить, что ехать по нему "правильно" страшно и навыка не хватает.
Скорее всего я не прав, но мне ближе "бразильская система". Последствия обучения лыжам на Чегете.
funklove писал(а):Вопрос о том на чем и как ездить в горах в плохую погоду/на плохом покрытии остается открытым. Мягкое не хочу.
В плохую погоду/на плохом покрытии в горах тоже нужно сначала научиться ездить. Снежком летом и общение в форуме здесь не сильно поможет, ИМХО. А чем мягче сетап на плохом покрытии в горах, тем лучше в последствии ногам. Жесткий сетап на льду/фирне/корке чреват уборками и травмами, последствия которых могут проявиться не сразу. Если уж мягкий сепат вызывает психологическое отторжение, то я б выбирал из жесткого помягче.
funklove писал(а):Может пора освоить лыжи?
Умение ездить на лыжах никому не повредило, ИМХО. Но вот освоить лыжи в перерывах, когда на жестком кататься нет возможности (нет видимости, рельеф плохой) - из разряда ненаучной фантастики. У кого-то, может, и получится, если координация абсолютная, страх отсутствует, с физо все хорошо и большой спортивный опыт в чем-нибудь динамичном типа у-шу, паркура или спортивной гимнастики.